Неавтофокусные объективы для Sony

взято от Свадебный фотограф Олег Игнатов ОТСЮДА
Данная статья не притендует на объективность, однако, может быть полезна новичкам, кто совсем недавно приобрел свою первую зеркалку и тем, кто просто хочет попробовать в деле старые добрые неавтофокусные стекла.
Все стекла на байонет минольты SR (более известный как MD|MC) совместимы со всеми тушками.

Советские объективы
Среди наиболее популярных мануальных объективов можно выделить следующие:
Юпитер 37А (135/3.5)
Гелиос 44-2(58/2)
Гелиос 40-2 (85/1.5)
Таир 11А (135/2.8)
Юпитер 9 (85/2)
Зенитар-М (50/1.7)
Гелиос 77М-4 (50/1.8)
Мир 20Н (20/3.5)
В скобках указано фокусное растояние объектива и максимальная диафрагма.
Весь этот список дешевых объективов для портрета выглядит несколько отталкивающе. Рисунок этой оптики виден за версту :( и на сегодня соотношение цена/качество у Советской оптики уже далеко не выглядит привлекательно.
Юпитер 9 (85/2), Гелиос 44-2(58/2) - оба объектива подходят для портрета, рисунок мягкий, снимают чуть лучше, чем стоят на сегодня.
Гелиос 40-2 (85/1.5) - дорог, сильно закручивает боке и по масса-габаритам приближается к грани... "садо-мазо". На практике этот объектив чаще пылится на полке или мучительно находится в перманентном состоянии продажи.
Мир 20Н (20/3.5) - приличный ширик, недешев, резкость и рисунок приятные, цена и габариты - радуют меньше.
Зенитар-М (50/1.7) один из самых резких (из Совковых 50-ков) , уступает только объективу Волна 50/1.8 ! Была его версия и под М-42 (по деньгам стоит 2.5-3т.руб).
Таир 11А (135/2.8), Юпитер 37А (135/3.5) - на кропе часто 135-ки уже теряют удобство для портрета. Рисунок соответствует цене (груз на полку).

Легендарные Роккоры
Первые Роккоры не имели прыгалки диафрагмы
Auto-Rokkor - имели, на более поздних тушках (начиная с SR-T и все X) замер будет работать на прикрытой дырке т.к. в камеру значени диафрагмы не передается (такие стекла редкие и иногда их модифцировали, добавив поводок диафрагмы на кольцо на объективе)
MC - meter coupled - с поводком, которйы передает значение диафрагмы и замер работает на открытой
MD - добавился поводок, сообщающий минимальную диафрагму - нужно для работы приоритета выдержки и програмного режима (хотя работает и без этого, но для экстремальных случаев яркого освещений к примеру лучше иметь)
Были ещё просто MD Minolta, поздние версии имевшие больше пластика в конструкции, также 28 2.8 и 24 2.8 получили новую, ухудшенную оптическую схему (видимо из-за стремления к дешевизне про-ва).
Rokkor-X появился с выходом камер XK и обозначал объективы для американского рынка.
Серия Celtic была бюджетной, но оптичсекие схемы там теже, удешевление было в конструктиве.

Вот неполный список легендарных объективов:
MC Rokkor 58 f/1.2
MC Rokkor 100m f/2
MD Rokkor 135mm f/2
MD Rokkor 200mm f/2.8
Rokkor 24mm f/2.8 VFC с изменяемой кривизнйо поля
Rokkor Shift 35mm f/2.8 VFC с изменяеомй кривизной поля и шифт к тому же
Rokkor 17mm f/4
Rokkor 250mm f/5.6 RF зеркальный
Rokkor 7.5mm fish-eye
Rokkor 21mm f/2.8
Rokkor Zoom 40-80mm f/2.8
Rokkor 45mm f/2.8 - блин, тессар, редкий и по-моему переоцененный т.к. есть очень хороший 45мм f/2

Это самые легендарные, из них распространен только 58 1.2, а так практичсеки все хорошее или очень хорошее
К списку отличных объективов можно еще отнести все 85-е (MC Rokkor 85/1.7, MD Rokkor 85/1.7, MD Rokkor 85/2, Rokkor 85/2.8 Varisoft).
Оба 85/1.7 пересаживаются даже на Никон. И все они отличные.
Rokkor-HH 35/1.8 - пересаживается на Сони. Очень хороший умеренный ширик. А на кропе в качестве штатника идет.
Rokkor-OK 16/2.8 Fisheye (производился Минольтой не только для себя, но и для Лейки под именем Elmarit 16/2.8)
Rokkor 50/1.2 - отличный объектив, хотя и несколько уступает 58/1.2. 6 лепестков диафрагмы вместо 8 и менее плавный уход в нерезкость. Тем не менее, вещь стоящая.
58/1.4 - рисует довольно красиво, но ХА и софтит на открытой.
50/1.4 - отличные техничные объективы.
50/1.7 - как раз пересаживаю такой на Сони. Дешевый и очень хороший. Но переделка довольно геморройная.
100/2.5 - очень даже недурны, причем обе версии. Ранний Rokkor-PF 100/2.5 переделывается даже на Никон. Позднюю версию люди сажали на Кэнон, но на Сони, скорей всего, сядет тоже без проблем.
100/2 - редкий, дорогой. Нет смысла за ним гоняться. Разве что из чисто коллекционерских соображений.
MC Tele-Rokkor/MD Tele-Rokkor 135/2.8 (средняя версия) - считается лучшим из Роккоров 135/2.8. Отличный объектив. Впрочем, другие 135-ки тоже хороши. Ранний Rokkor-PF переделать проще всего.
135/2 еще найти надо. Встречается крайне редко, стоит, как кусок самолета.
28/2 - замечательный ширик.
28/2.5 - про него тоже много хорошего пишут.
24/2.8 - делался Минольтой для Лейки как Elmarit 24/2.8. Но есть ньюансы насчет версий. Точно надо выбирать тот, что с мордой М55. Точно годится версия "толстым бочонком". Но вот насчет "леечности" более поздней версии с мордой М55 и расширением у днища не знаю. Хотя объектив хороший.
21/2.8 - особо впечатление не производит. По резкости, рисунку и геометрии хорош, но неприлично зайцеловный. И здоровый. Да и на Сони его очень тяжело посадить.
Более поздний 20/2.8 хорош всем, кроме геометрии. По углам прямые линии какой-то волной моржопит. Архитектуру на ФФ снимать нельзя.
24/2.8VFC - интересная штука. Оптически очень хорош. Но функцию VFC еще освоить надо.
45/2.8 - в отличии от подавляющего большинства Тессаров, у него наводка на резкость смещением только передней линзы.
Зеркально-линзовый 250/5.6 - вообще один из лучших зеркально-линзовых объективов. Стоит очень дорого. Мне как-то повезло и купил за разумные деньги. Теперь любимый походный телевик, ибо размером он с какой-нибудь китовый 18-55.
Зеркально-линзовый 500/8 как-то явно хуже.
Rokkor 300/4.5IF - довольно удобный и компактный телевик. Внутренняя фокусировка, так что фокусировочный барабан одним пальцем крутится. Резкость хорошая, но ХА несколько раздражают. Особенно по сравнению с 250-м.
На Сони что-то пересаживается, а за что-то лучше не браться. Обычно проблемы с шириками, у которых оптическая схема плавающая.

Заключение
В итоге удовольствие от процесса манульного фокуса есть смысл поискать с винтажной Японской (такумары...) или чаще с Немецкой оптикой (Цайсс, Майер, Шнайдер, Лейтц...)
Для поиска "маслянного рисунка" стоит обратить внимание на оптику с ирисовой (многолепестковой) диафрагмой! Так из безпроигрышных вариантов - можно искать на выбор:
1. Zaiss Pancolar 50/1.8 - (2.5т.р. ) за свои деньги - прелесть!
2. Zaiss Biotar 58/2 (2.5-3.5) по своему хорош, но с предыдущим объективом паритет. Найти приличный экземпляр - потеря кучи времени и ресурсов :(
3. Zaiss Flektogon МС 35/2.4 (+ - 5т.р. но дорожает...) для кропа это особенно превосходный штатник! Хорош в боке, макро от 18см и резок рекордно для своего поколения оптики! Можно снять все - от цветов до портрета. При этом картинка уже принципиально отличается от всей подборки Советского стекла.

P.S. У вариантов 1 и 2 есть еще более раритетные аналоги
от Meyer Optik... (тоже Немцы). По случаю - есть смысл попробовать, но для начала искать - дело гиблое :(
Безпроигрышными будут все же варианты 1 или 3.